USD 62.5327 CNY 97.8694
EUR 73.3321 JPY 56.1587
Наши сообщества

«Дроны против нелегальных свалок»: интервью с членом Общественного совета министерства экологии РФ Александром Багиным

«Дроны против нелегальных свалок»: интервью с членом Общественного совета министерства экологии РФ Александром Багиным
22 апреля 2018г. - MIP-INFO.RU. Экологические проблемы в последнее время часто выходят на передний план, становясь темой широкого общественного обсуждения. Есть ли у нашей планеты шансы в недалеком будущем не превратиться в большую кучу мусора? О полигонах бытовых отходов, загазованности воздуха в мегаполисах и возможной нехватке питьевой воды мы побеседовали с научным руководителем Института экономики природопользования и экологической политики Высшей школы экономики, членом Общественного совета министерства экологии РФ Александром Багиным.

Александр Михайлович, в крупных городах становится все труднее дышать. В чем причина и почему нас не спасает от этого даже зеленый пояс лесных насаждений, те самые «легкие Москвы»?

– Если территория в 20 километрах от МКАД будет плотно застроена, то ни о каких «легких Москвы» не придется даже говорить. В то же время для Московской области примыкающие к столице земли – наиболее выгодны и перспективны с точки зрения строительства. Поэтому решать проблему чистоты воздуха в Москве без учета интересов Подмосковья бессмысленно. То есть руководству столицы и области нужно выработать совместные программы, которые были бы подкреплены соответствующими бюджетами.

Еще один момент: основным источником загрязнения воздуха в Москве являются не предприятия, а автомобильный транспорт, поэтому даже полное предотвращение выбросов от промышленных производств кардинально ситуацию не изменит. А сокращение автопарка – вопрос сложный и в целом пока не поддается решению. Поэтому выход в переходе транспорта, в том числе и общественного, на более экологически чистые виды топлива, ужесточении контроля за техническим состоянием автомобилей, борьбе с пробками и так далее.

– Как формируется природоохранное законодательство – с перспективой на будущее или вдогонку, для срочного разрешения уже возникших экстренных ситуаций?

– Сейчас, как и во многих странах, политическая стабильность стала зависеть и от решения экологических проблем. Например, в Китае вплотную ими занялись лишь после того как были проведены исследования, выявившие прямую зависимость политической стабильности государства от экологической ситуации в стране. Теперь там введена персональная ответственность чиновников за несоблюдение природоохранных норм. В США подобные законы появились в 70-х годах – и тоже после волнений, вызванных экологическим неблагополучием. В СССР законодатели обратили внимание на эту сферу примерно в те же годы.

Приятно, что в этом году по итогам послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию впервые подготовлены поручения, напрямую касающиеся экологии. Они найдут отражение в майском указе главы государства, который вскоре будет обнародован. Его проект уже есть, сейчас он дорабатывается и станет руководством к действию на ближайшие шесть лет.

– Как избежать в будущем ситуаций, недавно возникших в Балашихе и Волоколамске?

К сожалению, здесь также нет простых однозначных решений. Например, закрытие полигона Кучино под Балашихой не устранило саму проблему, ведь стихийные свалки стали появляться в других местах. Нужен комплексный подход, рассчитанный на длительный временной период. Скажем, в Японии экологические программы, разрабатывавшиеся в 90-х, имеют горизонт планирования до 2050-х годов. Так и у нас необходимо менять менталитет граждан, учиться раздельному сбору мусора, создавать технологии утилизации коммунальных отходов, вводить методы стимулирования тех, кто придерживается экологических нормативов, и наказания тех, кто ими пренебрегает.

Также необходимо менять подходы к градостроительной деятельности. Ведь тот же полигон Кучино в Балашихе не образовался вокруг жилых кварталов. Значит, кто-то дал разрешение на строительство в непосредственной близости от этой свалки. И хотя у нас есть градостроительный кодекс, в котором провозглашается необходимость учитывать воздействие на природную среду и здоровье человека, в реальности получается, что мы его практически не применяем, а при осуществлении градостроительной деятельности экологические факторы учитываются в недостаточной мере.

Сейчас началось внедрение территориальных схем обращения с отходами, и я считаю, что это правильно. Но, по моему мнению, сам подход к их разработке слишком усложнили. В них имеются сложные расчеты, балансы, анализ информации. А можно было начать с простого: нанести на карту все легальные объекты размещения отходов, тогда все остальные автоматически попали бы в разряд нелегальных. Мониторинг стихийных навалов сейчас проводят с помощью различной техники – от квадрокоптеров и дронов до вертолетов и спутников, поэтому остается лишь сверить обнаруженное со списком разрешенных объектов.

Есть вопросы и к системе контроля за деятельностью мусоровывозящих компаний. Ведь у нас в основном заключаются контракты на транспортировку твердых бытовых отходов, а ответственности за то, куда перевозчик их доставит, нет. Поэтому он может не довезти мусор до пункта долговременного хранения, а свалить его в любой овраг. Считаю, что нужно дать больше экономических рычагов полигонам. Именно эти объекты должны на конкурсной основе отбирать перевозчиков и контролировать их деятельность. Для решения данной проблемы на местном уровне необходимо дать больше полномочий субъектам РФ с одновременным возложением на них и большей ответственности.

– Что мешает нам взять накопленный зарубежный опыт в сфере обращения с отходами и просто перенести его в российские реалии?

Мы не можем автоматически экстраполировать зарубежный опыт в наши условия, и вот почему. Например, во многих странах в мусор не попадает органика, ее утилизируют еще дома, при помощи кухонных измельчителей. А гниющие органические отходы, которые трудно полностью изъять даже при тонкой сортировке, – это неизбежно неприятный запах и размножившиеся крысы. Поэтому нужно приучаться использовать в домашнем хозяйстве бытовые измельчители.

К тому же в Европе ощущается нехватка земель, поэтому захоранивают на полигонах лишь ту долю мусора, которую невозможно переработать, а большую часть забирают предприятия по его глубокой переработке. В этом смысле интересен опыт Швеции, в которой давно функционируют мусороперерабатывающие заводы, а из сожженных отходов генерируется электроэнергия. Дело дошло до того, что мусора, производимого шведами, стало не хватать и его стали импортировать из других стран. У нас же глубокая переработка твердых бытовых отходов, к сожалению, находится в зачаточном состоянии.

– Еще один важный ресурс, который, как принято считать, находится под угрозой – пресная вода. Россия – мировой лидер по ее запасам, но надолго ли нам ее хватит?

Многие пророчат, что в XXI веке воевать будут не за нефть, а за воду. Поэтому и здесь, как и в случае с утилизацией отходов, должен быть задействован комплекс организационно-технических решений – в основном для ее экономии, ведь ее запасы велики, но не безграничны. Скажем, зачем поливать улицы свежей пресной водой, если для этих целей можно использовать очищенные до нормативного уровня промышленные стоки?

Сейчас единственным способом, позволяющим как можно дольше пользоваться чистой водой, по-прежнему остается ее экономия. Частично ей способствовала массовая установка в жилищах приборов учета. Некогда была сделана ставка на опреснение, но, как оказалось, это тоже не выход. Например, оно широко внедрялось в некоторых арабских странах, но население начало болеть, и от переработки морской воды постепенно стали отказываться.

– Что же мы можем сделать здесь и сейчас, чтобы нашим внукам осталась благополучная в экологическом смысле страна?

Если же говорить об экологии в перспективе, то нам всем нужно меняться и менять подход в отношениях с окружающей средой. Необходимо максимально широко внедрять экологическое просвещение, создать единую базу современных природоохранных знаний и использовать ее в образовании – от дошкольного до высшего, в профессиональной подготовке кадров – как государственных и муниципальных, так и корпоративных. Чтобы обладающие властью лица, были экологически образованы и при принятии управленческих решений полностью понимали их последствия для окружающей среды.

Беседовала Наталья Донцова

Александр Михайлович Багин – специалист в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, анализа мирового опыта экологического регулирования, а также подготовки экспертных заключений для федеральных органов исполнительной власти.

скачать dle 12.0
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нравится ли Вам новый сайт?
Оставьте свое мнение